Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Вконтакте
 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гирвасская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.Н.Афанасьева"           п. Гирвас Кондопожского муниципального района
            Республики Карелия

   

Доступная среда

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) МОУ ГСОШ

Организация обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов

  • Обеспечение комфортных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность   
  • Образование детей с особыми образовательными потребностями

Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в получении специальной комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требует особых условий. При работе с такими детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребенка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания – максимально возможное введение их в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно.

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

Международные документы

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.

Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:

 развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

создание условий для освоения социальных навыков;

обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Федеральные документы

Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.
В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Основные положения и понятия, закрепленные новым законом «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.

Перечень нормативных, методических и иных материалов с сайта Министерства образования и науки РФ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам и начального общего, основного общего и среднего общего образования

Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599.pdfРФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Об организации обучения детей с ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)

ФГОС ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"

 «Подготовка рекомендаций по организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС обучающихся с ОВЗ»

 

 Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому"

Буклеты

Буклет _Права детей - инвалидов в сфере образования_.pdf (скачать) (посмотреть)

Буклет _Права детей инвалидов в жилищной сфере_.pdf (скачать) (посмотреть)

 

Начало формы

Конец формы

Ссылки

 

              pers.jpgПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. ДЕТИ

https://test.uralschool.ru/referer/banner

Меры социальной поддержки и социального обслуживания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Постановление от 13.марта 2018 года № 161 "Об утверждении Порядка установления и исполнения расходного обязательства по предоставлению, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК "Об образовании", мер социальной поддержки и социального обслуживания обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, за исключением обучающихся (воспитываемых) в государственных образовательных организациях Республики Карелия, подлежащих исполнению за счет субвенции из бюджета Республики Карелия."

Постановление от 13 марта 2018 года № 162 "Об утверждении Порядка выплаты компенсации затрат родителей (законных представителей) на проезд до места обучения (воспитания) и обратно обучающегося с ограниченными возможностями здоровья со сложной структурой нарушений, не обслуживающего себя самостоятельно, который проходит обучение в муниципальных образовательных учреждениях Кондопожского муниципального района"

 

 

перечень электронных образовательных ресурсов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Смотри фото по ссылке

Cпециально оборудованные учебные кабинеты

Нет.

Имеется коляска инвалидная со столиком;  стул  ортопедический со столиком.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — нет;

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — нет

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — нет

Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

  • Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
  • лупа настольная с подставкой 5Х (Германия) инв;
  • мяч с системой антиразрывания;
  • мячи массажные;
  • коврик - пазл;
  • учебно-методические пособия 2015г.(инв.);
  • учебно-наглядные пособия 2016г.(инв.) н.28 от 01.04.2016;
  • массажер деревянный для ног;
  • массажный коврик для ног «Морские камушки»;
  • гидромассажер для ног 2015г.
  • ноутбук, принтер, фотоаппарат.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов. Вход в здание оборудован  пандусом, имеется пандус внутри здания при спуске в столовую, пандус Доброта (скат для инв.каляски) 1,5 метра; имеется спец набор «Ходунки», вертикализатор СН-38.01.02, специальное автомобильное кресло, вдоль стен установлены поручни для передвижения, при входе в здание установлены таблички: мнемосхема (план здания) с дублирующим шрифтом Брайля, табличка (информация об ОО) с дублирующим шрифтом Брайля. Есть приспособления для туалета специализированного назначения

Специальные условия питания

Имеется пандус внутри здания при спуске в столовую,  разработано специальное 10-дневное меню   - 9 стол

Cпециальные условия охраны здоровья

В МОУ ГСОШ обеспечивается комплекс мер, направленных на соблюдение условий охраны здоровья обучающихся, в т.ч. с инвалидностью и ОВЗ, включающих в себя:

- организацию внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися, включая комплекс мероприятий, направленных на пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;

- организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (работают 1 педагог –психолог, 1 - социальный педагог);

- здания оснащены противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатели выхода), необходимыми табличками, указателями и звуковой информацией для оповещения об опасности.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям при работе с официальным сайтом ОО и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть "Интернет" в ОО действует система контент - фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей организации закрыт

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

-мультимедийные средства;

-мультимедийные проекторы;

-интерактивные доски;

 -телевизоры;

 -компьютеры,

 ноутбуки;

-принтеры, сканеры, версия официального сайта школы для слабовидящих.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

  • Нет;

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Нет